Житие и подвижничество и часть от чудес блаженного Исидора юродивого Христа ради, называемого Твердислов, ростовского чудотворца.

Есть сущие во плоти богоугодные, блаженные и приснопамятные мужи, равные ангелам по житию; в посте и подвиге духовно просиявшие, и великую победу на враги показавшие; красоту и суету мира сего отклонившие, ради будущей жизни с Богом и святыми его ангелами, ради жизни которая уготована от сложения мира любящим Его. Память их достойна к слышанию и написанию, в этом немалая мзда и польза слушателем, и самому пишущему.
Блаженный и праведный Исидор, всесветлый светильник, в детстве еще, будучи в неверии, вел добродетельную жизнь. Уверовав, имел странствие по городам ради Христа и многое терпение. За это, стяжал на земле и на море чудотворение, даже до самого преставления на том месте, где и доныне, святое и многострадальное тело его пребывает; наипаче же и по преставлении его чудеса неоскудно истекают от святого гроба его даже и доныне тем, кто приходя с верою имеет благую надежду и любовь ко Христу Богу нашему и ко блаженному молебнику Его. Все это подобает нам, собравши, вписать. Нечто приходилось слышать, больше же сего и сами видели своими глазами, чудотворения Божия, молитвами праведного происходящие у цельбоносного гроба его. Потому молим, возлюбленные, прося у Бога на отверзение уст наших; что бы изречь слово благопотребное к похвале Блаженнаго. В древности пророк Исаия говорил: "Господь даст ми язык сказаниа видети внегда подобает ми слово рещи", - так и Давид говорил: "Господь дасть благовествующим силу многу". Сказано также: "Всяко бо даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца Светом и Сыном единородным и Святым Духом, имже Святою Троицею вся быша, и без него ничтоже бысть, еже бысть. Господь говорит: "Без Мене не можете творити ничтоже, просите и дастся вам". Поэтому ныне просим и молимся: "Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою", - так очистивши сердца наши от грехов и страстей, по силе нашей потщимся похвалить неотступного праведника. Произволением страстотерпца, блаженного Исидора чудотворца, и молитвам его споспешествующим, уповая на Бога, проговорим начало нашего слова:
Как говорят некоторые, блаженный, был от западных стран, "от латинскаго языка", рождение и воспитание имел от Немецкой земли. Родился от славных же и богатых родителей, как говорят, был он от рода Великого Магистра. Святой возненавидел богомерзкую католическую веру своих отцов, возлюбил же истинную нашу христианскую православную веру. Он побдумывал в сердце своем слово Господне, говорящее: "Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет. И иже аще хощет душу свою спасти, погубит ю, и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю. И кая убо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит, или что дасть человек измену на души своей". Эти слова блаженный положил на своем сердце. Так он утаився от всех, исходит из своего дома. Потом, немного пройдя, совлек с себя одежды, и вместе с ними влекущие к долу плотские мудрования. Он принимает юродство, ради Христа, то есть жизнь кажущуюся людям безумной, по апостолу, говорящему: "Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит, и немощная мира избра Бог и несущая, да сущая упразнит". Затем блаженный Исидор уходит от земли и от отечества своего, и идет к восточным странам желая найти "древле погубленаго отечества", проходя же города и места приемлет многие досады, и укоры и побои от безумных людей ими вменяем, как юродивый и безумен, и многое терпение являя от студености зимы и от солнечного жара. Днем как безумный ходил, ночью молитву непрестанно к Богу воссылал, и плача, говорил в себе: "О, Исидоре, премногими скорбями подобает тебе войти в царство Небесное! Нужно убо есть, и нуждницы восхищают е". Этими словами утешаясь, и таким образом, из города в город переходя, дошел до славного и много нарочитого города Ростова. Здесь блаженый и произволяет жительствовать. Все его мнили яко юрода и ум погубившего, и много досаждение и укоризны и раны воздавали ему. Блаженый же, как будто в чужом теле, все с благодарением терпел, "взирая на предлежащий подвиг и на начальника вере и совершителя Иисуса", и никогда досаждающим ему отвечал, но только в уме своем молился к Богу: "Господи, не постави им греха сего". Из них никто не знал добродетельной его жизни. Блаженный устроил же себе кущу в хворосте, ничем не покрытую, на сухом месте в городе посреди некоторого болотца, там, где святое тело его ныне лежит. Никто из людей не видел его когда он творил молитву. Так святой ни в что же вменил славу мира сего и проходил мимо жизненной суеты. Во дни оскорбляем и унижаем многими неприятностями, в ночи же приходя в свою хворостинную хижину, всю нощь без сна в молитвах, слезах и коленопреклонении пребывает. Утром же снова святой исходит из хижины, и весь день вдается на юродство. Когда же от многого труда ему требовался телесный покой, тогда на улице города, на куче мусора или на свалке, или в своей куще, тело свое бросал на землю, и там ненадолго засыпал. Не имел он у себя ничего в хижине своей, но только одно свое тело и вокруг его хворост, и тот ничем не покрыт. Когда же были мороз, или снег, или дождь, святой все равно тело и хижину имел непокрыты, и так пребывал все дни своей жизни. И как блаженный возлюбил Бога, и так Бог его в этом мире прославил; а в том же грядущем и бесконечном Царстве, сторицею ему воздает. Приемлет же он от Бога дар прозорливости, так, что и творить святому чудеса. Необходимо от многих и изрядных чудес святого, узнавши мне эти чудеса от некоторых, нечто из них вспомнить, и составить здесь.

 

Чудо святого о купце, его же избавил из глубины морской.

Случилось некоему купцу города того, в котором же святой Исидор имел жилище, за морем творить покупку. Они плыли на корабле, и внезапно кораблю остановился и стал разбиваться волнами. Тогда все стали ожидать смерти. Корабельщики же умыслили метать жребий, что бы понять из-за кого остановился корабль. Жребий пал на того купца, и его посадили и на доску, и бросили в море. Скоро после этого корабль с того места сдвинулся, как будто ни чем не пострадаший. Человеку же тому утопающему, и волнами в море носимому, и уже отчаявшемуся в своей жизни, и не надеющемуся же ни от кого в помощи; и тогда внезапно предстал ему блаженый Исидор, по морю, как по суше ходя, и принял за руку купца, и сказал ему: "знаешь ли меня, О человече?" Купец же едва только проговорил: "О, раб Божий юродивый Исидоре, что живешь в нашем городе! Помоги мне окаянному и избави меня от горькой этой смерти, и не оставь меня погрузиться в этом море". Святой изъял его из глубины морской и посадил его на туже доску. Она же быстро понеслась по морю в след корабля. Купец попал в корабль целым и ничем поврежденным. Святой заповедал купцу, что бы никому не рассказывал происшедшего, пока блаженный не отойдет от жизни сей. Пришел тот купец в дом свой радуясь и славя Бога, и никому не открыл тайны, но говорил: "Некая божественная сила избавила меня из глубины морской". А когда же встречал святого на городских улицах, юродство творящего, то тогда святой укреплял его, проходя мимо и говоря ему что бы никому не открыл бывшего на море. Человек этот только в уме прославлял Бога и угодника его Исидора, и никому не смел поведать чудо, но всем явственно проповедал его после преставления святого.

 

Другое чудо святого о князе, которому Блаженный молитвами, сотворил обильное питье.

Неприлично было бы предать забвению второе чудо святого, которое с трудом у знал я от неких людей. В один день князь того города повелевает епископу сотворить о себе молитву, и о всем доме своем, и призывает епископа на обед со всем клиром. После литургии прежде прихода архиерея приходит в княжеский дом блаженный Исидор, и попросил пить у княжеского приставника. Всем показалось, что Блаженный желает пить воды, но на самом деле хотел он преподать благословение свое дому благоверного князя. Приставник же не только не дал ему, но и хульными словами укоряя, отогнал его, говоря: "отойди, безумный, о, юроде, отойди. Отойди, лишенный славы среди людей, отойди, не приставай ко мне". Святой же отошел, радуясь и славя Бога, и никакого зла не помышлял в своем сердце. Тогда Бог лучшим образом проявил угодника своего. В то время князь и епископ сели за обед. Когда же время пришло питию, князь повелевает его подать своим виночерпиям. Слуги пошли, но не найдя ничего не в одном сосуде, рассказали князю о приходе Исидора и о его просьбе. Одержимый недоумением и скорбью князь, по всему городу пытался искать Святого, и не нашел. К тому времени подходил к концу обед, а потребного питья нет как нет. Князь был озабочен и посрамлен. И вдруг, приходит блаженный Исидор, и в имея руке просфору, дает епископу, и будто безумное, говорит к нему: "Приими, о, епископе, эту просфору, что я принял в этот час от руки Святейшаго митрополита в Киеве". Тотчас слуги по приходе Исидора сосуды, как и прежде находят полны всякого питья. Князь же и епископ возрадовались, и вси прославили Бога, творящего таковая чудеса угодником своим Исидором.

 

О преставлении святого.

По немногих днях после происшедшего открывается Исидору от Бога о преставлении его, об разрешение от уз телесных, и об конечном к Богу приближении. Тогда достаточно в хижине своей в молитвах, в коленопреклонении и в посте пребывает, и слезы из очей, как струи, испуская, и таким образом возлег и руками образ креста принял, говоря: "Господи Боже Вседержителю Иисусе Христе, в руце Твои предаю дух мой". И так со гласом вкупе и дух испусти. Святая же его и непорочная душа, святыми ангелы носима, взошла радуясь на небеса, а блаженное его тело осталось на земле, верным подавая исцеления и до сего дня. Лежащему его святому телу в хижине его, тогда внезапно весь город обошло благоухание. Все дивились и ужасались об этом благоухании, как, откуда, почему, оно было, не знали они преставлении Святого. Некто, ходя мимо увидел Святого в хижине уже умершего, лежащего на земле, заметил и благоухание от тела его исходящее. Он пошел, возвестил всем все бывшее. Пришли тогда богобоязливые мужи, имевшие веру к Блаженному, приготовили трудолюбное и честное его тело. Они положили его в гробе на месте, где и преставился; поставили же там и церковь, взяв благословение у епископа, во имя преславного Вознесения Господа нашего Иисуса Христа.

 

Чудо Святого о пресвитере, дерзнувшем разузнать о святом теле его.

Не только при жизни этого дивного мужа были чудеса, но и по отшествии его от мира сего, многие чудеса случаются от святого его гроба с верою приходящим. От них же нечто мало возвестим вам. Прошло много лет, некий иерей, служащий в церкви святого Вознесения, где лежит святой Исидор, помыслил, что пора известить о святом Исидоре, в плоти ли лежит его тело во гробе, или нет. Вслед за помыслом иерея и дело последует. Он уединился, и взял все необходимое, приходит ко гробу святого, и начинает копать землю. И вот, некоторая божественная сила внезапно отринула пресвитера от гроба святого, и стал он нем и безгласен, также и расслаблен. Прошло много часов пока пресвитер в чувство приходит, и взирает ко гробу Святого, и едва в уме быв проговорил: "О, блаженный Исидоре, помилуй меня, раба своего, согрешившего к тебе, дерзнувшего прикоснуться святому твоему гробу". В том же часе он приемлет прощение от Святого, и здоровый отходит в дом свой, радуясь. Многие же и другие бесчисленные чудеса бывают от святого его гроба. Многие верные взимают от гроба его часть некую, или от надгробного покровения и до сего дня. Они приносят их в свои дома; и там с верою кладут на болящих зубною болезнью, или очною, или трясавицей, или огненною, и тем приемлют скорое исцеление.

 

Чудо Святого о человеке вышедшем из ума.

Достойно Божие человеколюбие и чудеса святых, угодивших Ему, воспоминать всегда; но из многих и избранных Святого чудесах, что были в последние годы, - это новейшее и преславное чудо, которое видели очи наши.
Был один человек из веси города того, называемой Соли. От многого пьянства он вышел из ума настолько, что переставал понимать, бросался на людей и бил. С трудом многими людьми бывая схвачен, приводится ими связанный ко гробу блаженного Исидора. Он же кричал и говорил нелепицу. Глаза его ужасные устрашали всех рядом с ним. С большим принуждением его едва приволокли к чудотворному гробу; и как начали петь канон святому, он сразу начал понемногу приходить в чувство. Когда же спрашивали его, он стал вполне разумно отвечать. Быв отпущен он, припадает ко гробу Святого, и образ его лобзая, многие благодарные слова изрек. Как будто, ничем не пострадав, он, радуясь, отходит в дом свой, идущим всем своим вслед ему. А те, которые тогда видели дивное чудо, все разошлись по домам, веселясь и славя Бога, и угодника его Исидора, творящего таковая дивные чудеса.

 

Другое чудо о болящем глазами и головной болезнью.

Вскоре другой человек от веси того же города, именем Федор, одержим болезнью глаз, болея немалое время. От того великого недуга глаза у него совсем затекли, так что он ничего не мог видеть, голова же ему была будто тяжкая гиря. Потому не мог он на ложе своем опочить, да и ходить также не мог. Он с места на место переступая, нощь и день кричал и стонал не переставая. Свои привели его поздним вечером, и он остался здесь на целую ночь, у гроба Святого. На рассвете дня, по утрени, начинает иерей петь канон Святому. Тотчас помалу болезнь начала отступать, как он сам рассказывал. При чтении же святого Евангелия, этот человек прозрел. Рядом стоящие спросили его: "Видит ли что? - Он ответил: - Вижу людей, как столбы, а огонь, будто кровь". Когда же совершили пение канона святому, тотчас открылись очи его, и стал он видеть также хорошо, как и прежде. Он припал пред образом Владыки Христа Бога нашего, глаголя: О, Владыко Господи, Творче небу и земли, что Ти воздам о всех, яже еси даровал благая, не по нашему недостоинству, но ради Твоего великаго милосердия". Также к чудотворному гробу и образу святого прикасается,и такие же похвальные слова со слезами глаголет: "О, скорый помощниче, о теплый предстателю, богоблаженный Исидоре, поспешествовавый мне недостойному в святых ти молитвах к Христу Богу нашему, Кую ти хвалу и благодарение воздам, что же ли нареку тя, недовем. Источника ли приснотекуща животных вод, иже изливаем - наипаче изообилует, черплем - николиже оскудевает? Богатство ли неиздаемое или сокровище неоскудное? Такими и большими словами достаточно помолился, радуясь, отходит в дом свой, славя Бога и угодника его блаженного Исидора.

Эти же исцеления бывают не только для здесь сущих через прикосновение честного гроба или одеяния сего дивного мужа, или окроплением освященной воды, но и далеко находящимся, которые с верою святое имя его призывают; как и говорит Господь: "Прославляющаго мя прославлю, - и еще: - Аще вы умолчите, камение возопиет". Поэтому надеясь на милость Божию, молитвами праведного споспешествующим, потщился насколько возможно по силе нашей написать от части избранных чудес Святого, в славу и благодарение Христу Богу нашему, и угоднику Его и молебнику о грехах наших блаженному Исидору чудотворцу.

 

Назад

Rambler's Top100