ПРИЛОЖЕНИЕ
№ 2
к
Соглашению о совместном
использовании
памятника
от
«__»____________ 2001 г.
АКТ
технического состояния
настенной живописи ц. Исидора Блаженного (Воз-
несения) в г. Ростове
Ярославской области
23 октября 2001г. г.
Ростов
Мы, нижеподписавшиеся: искусствовед Зякин В.В., заведующий
архитектурным отделом Мельник А.Г., художник-реставратор высшей категории
Кривоносов В.Т. ГМЗ «Ростовский кремль» при участии Представителей Приходского
совета храма блаженного Исидора Ростовского Садиковой А.Е. и Сергеева В.Н.
составили настоящий акт технического состояния живописи ц. Исидора Блаженного
(Вознесения).
В результате визуального обследования состояния живописи обнаружено
в следующее:
Алтарь.
Штукатурный грунт. Штукатурный грунт
алтаря находится в аварийном состоянии. По низу всех трех апсид на высоту более
двух метров изначальный грунт утрачен, на его место нанесен поздний, возможно
19 века, крупнозернистый грунт, значительная часть которого также утрачена.
Большие участки утраченного грунта наблюдаются: в жертвеннике — по низу стен,
на западной и северной стенах; в центральной апсиде — по низу стен; в
диаконнике — по низу стен, на южной стене, полностью утрачен грунт южного
откоса окна. В местах утрат грунта частично сохранилась реставрационная
бортовка. Как поздний, так и изначальный грунт покрыт многочисленными рваными
трещинами. По северной стене жертвенника проходит вертикальная трещина не
только грунт, но и кирпичной кладки, трещина в грунте наблюдается также на
подпружной арке. В центральной апсиде имеются трещины грунта в «горнем» месте и
в замке входной арки, в диаконнике имеется трещина грунта и кирпичной кладки в
закруглении апсиды, под окном. По всей живописной поверхности видны
обнажившиеся левкасные гвозди с утраченными над ними фрагментами грунта. По
низу стен отдельными участками грунт, в результате деструкции, осыпается, под
воздействием влаги частично деструктирована также и кирпичная кладка. В нижней
части стен видны многочисленные механические повреждения штукатурного грунта:
царапины, выбоины, сколы.
Красочный слой. Вся живописная
поверхность алтаря сильно загрязнена: покрыта пылью, грязью, копотью. На сводах
всех трех апсид в результате примочек и выхода солей видны большие участки
почти полностью утраченной живописи. Полностью утрачена также живопись по
низам, на позднем грунте над левкасными гвоздями и на трещинах. По всей
поверхности стен и сводов наблюдается распыление и сильное шелушение живописи.
Как следствие этого процесса видны многочисленные мелкие утраты, осыпание
красочного слоя.
Четверик.
Живопись алтарной преграды частично отреставрирована: укреплена, в местах утрат красочного слоя подведен реставрационный грунт, в нижней части стены удалена поздняя штукатурка и также нанесен реставрационный грунт. Тонирование утрат красочного слоя не проведено, поверхность живописи покрыта пылью. Техническое состояние живописи остальных стен и сводов крайне неудовлетворительное.
Штукатурный грунт. На южной, западной и
северной стенах, как и в алтаре, на высоту более двух метров от пола вместо
утраченного изначального грунта нанесен поздний, который также значительно
утрачен. Почти полностью утрачен грунт на солее, на южной стене, по всему ее
низу, над входной аркой и справа от нее. В юго-западном углу четверика имеется
большой участок утраченного изначального грунта, переходящий с южной стены на
западную. На этой же стене грунт утрачен также слева и справа от входной арки.
На северной стене штукатурный грунт утрачен по низам и на откосах входной арки.
В сводах всех трех входных арок имеются рваные трещины грунта, поднимающиеся
затем вверх по стенам. Отдельными многочисленными участками штукатурный грунт
вздулся, отделился от кирпичной кладки, что грозит его выпадами. По всей
поверхности грунта наблюдаются обнажившиеся левкасные гвозди с утраченными над
ними фрагментами, а также многочисленные повреждения механического характера —
царапины, выбоины, сколы.
Красочный слой. Живописная поверхность
стен четверика сильно загрязнена - покрыта пылью и копотью, наблюдается
распыление и сильное шелушение красочного слоя. По всей поверхности живописи,
особенно под окнами и вокруг них, в местах промочек, видны многочисленные
мелкие утраты красочного слоя до левкаса. Полностью утрачена живопись над
гвоздями, на трещинах, на позднем грунте по низу стен. На сводах, в местах
промочек и выхода солей красочный слой сильно утрачен, просматриваются большие
участки белого грунта. Наблюдаются также значительные утраты живописи на стенах
барабана, между окнами.
Настоящий акт
подтверждается фотофиксацией отдельных участков стенописи, имеющих наибольшие
дефекты и разрушения.